Что такое деловая репутация?

Деловая репутация – нематериальное благо, которое представляет собой оценку профессиональных и деловых качеств лица, его деятельности. На сайте подробно о важности деловой репутации.

Эта оценка складывается из реальных фактов и оценок потребителей, партнёров и иных лиц.

Необходимо учитывать, что судебная защита деловой репутации даётся в случае, когда распространены недостоверные сведения о фактах (например, что ваша компания является банкротом, вы совершили административный проступок или преступление и т.п.). Эти сведения можно проверить.

Если же распространённые сведения представляют оценочные суждения (например, мнение о непрофессионализме работников и т.п.), то судебная защита деловой репутации будет предоставляться лишь, когда данные сведения являются оскорбительными. Это связано с тем, что каждый человек имеет право свободно выражать своё мнение, а проверить достоверность оценочных суждений невозможно. Так, одни лица могут быть довольны качеством услуг, другие – нет.

Деловая репутация физических и юридических лиц

Деловая репутация юридических лиц оценивается:

  • динамикой роста бизнеса и сроком окупаемости;
  • качеством управления, в том числе квалификацией сотрудников руководящего звена;
  • процентом от доли в данной рыночной сфере;
  • узнаваемостью бренда и продукции.

В отношении потребителей она проявляется через качество товаров и услуг, уровень сервиса, соответствие цен рыночному уровню, способы приобретения товара.

Как защитить деловую репутацию

Отстаивание деловой репутации в суде включает несколько этапов.

Фиксация нарушения. Вы собираете доказательства того, что ваше доброе имя было опорочено. Это может быть протокол осмотра доказательств, заверенный нотариусом. Также это могут быть фото- и видеодоказательства.

Выбор места для защиты: либо общегражданский суд, либо арбитражный суд при наличии спора между субъектами предпринимательской деятельности. Также важно проверить территориальную подсудность  в какой именно судебный орган подавать иск.

Формулирование требований, среди которых могут быть требования признать информацию недостоверной, публично опровергнуть ее, удалить противоправный контент, опубликовать ответ в конкретном СМИ. В пользу граждан взыскивается моральный вред за нарушение, юридическому лицу выдается компенсация за нанесение вреда деловой репутации. Также взыскиваются убытки, но их бывает сложно доказать.

Заседание. Во время разбирательства необходимо представить доказательства того, что деловой репутации был причинен ущерб и что распространяемые сведения являются ложными. Если истец хочет взыскать убытки, то надо установить причинно-следственную связь между потерями компании и противоправными действиями. Если доказательства будут достаточно убедительными, судья вынесет решение в пользу истца. На размер компенсации влияет в том числе масштаб распространения информации.