Государственное регулирование естественных монополий в Украине

Соответственно Закону Украины «О естественных монополиях» регулируется и осуществляется деятельность субъектов естественных монополий, предприятий, которые реализуют различное оборудование в таких отраслях и сферах: Детальнее по ссылке — https://elektromotor.com.ua/
управление и транспортировка воздушным движением централизованного водоснабжения и водоотвод;
транспортировка централизованного снабжения тепловой энергии, специализированных услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов за перечнем, который определяется Кабинетом Министров Украины и т.п.


Деятельность, процедуры субъектов естественных монополий в сферах, определенных в ст. 5 Закона «О естественных монополиях», а также деятельность субъектов хозяйствования на сопредельных рынках подлежит лицензированию соответственно законодательству.
К сожалению, существующая в Украине система регулирования в большинстве сфер деятельности субъектов естественных монополий является ведомственной системой регулирования и потому имеет много недостатков. Основная проблема заключается в том, что регулирование осуществляется министерствами, ведомствами, которые одновременно есть и органами, которые отвечают за состояние определенной области, и органами, которые руководят предприятиями, которые действуют как в сферах деятельности субъектов естественных монополий, так и на сопредельных рынках.
В части осуществления мероприятий антимонопольного регулирования органы Антимонопольного комитета ежегодно обнаруживают и прекращают значительные нарушения законодательства о защите экономической конкуренции именно со стороны естественных монополий. Согласно материалам отчетности Антимонопольного комитета Украины 41,9% нарушений приходилось на сферу жилищно-коммунального хозяйства, 11,5% — топливно-энергетического комплекса, 10,1% — на рынки транспорта, 3,7% — на рынки связи и т.п.
Усовершенствование государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий нельзя сводить лишь к созданию независимых регулирующих органов. Опыт работы такого органа в энергетике и нефтегазовой области — Национальной комиссии регулирования электроэнергетики — свидетельствует, что это условие, хотя и необходимая, но самая по себе недостаточная. Необходимо обеспечивать также надлежащий уровень и содержание регулирования: обоснованность тарифов, обеспечение стандартов качества и доступности услуг, которые обеспечивается прежде всего созданием системы прозрачного, обоснованного формирования тарифов на услуги. В Украине недостаточно прозрачным остается механизм формирования затрат субъектов естественных монополий.
Все вышеизложенное, на мой взгляд, еще раз подтверждает общеизвестную истину: любая монополия должна регулироваться и государством, и рынком. Однако, не считаясь с то, что на рынках естественных монополий признается доминирующее положение производителей, методы их регулирования, управление и контроля выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства. Практический опыт подтверждает необходимость специального регулирования таких рынков с помощью объединения организационно-правовых и экономических методов с чисто административными. Цель — обеспечить получение таких результатов, которые при других условиях достигаются «естественным» путем под действием конкурентного механизма на предприятиях, которые продают перфоратор Makita , электроножовки.